• Главная
  • Статьи
  • Обязательная маркировка питьевой воды. Data Matrix и Технический Регламент
Дата публикации: 01.12.2021 Дата обновления: 13.01.2022

Обязательная маркировка питьевой воды. Data Matrix и Технический Регламент

Сейчас время цифровизации, систематизации, алгоритмизации. Это касается всех сфер нашей жизни – питания, одежды, предметов быта, услуг. Глобальный учёт и контроль. Хорошо, когда в стране порядок. И хорошо, когда понимаешь плюсы этого порядка конкретно для себя.

Каждый из нас является потребителем и заинтересован в качественных товарах и услугах. Имеется ввиду подтверждённое качество, соответствующее заявленному, уверенность в том, что товар или услуга не являются поддельными. Защитить нас от контрафактной продукции – как раз и является одной из целей обязательной маркировки товаров.

Обязательная маркировка товаров

Представьте себе наше ближайшее возможное будущее, когда, считывая мобильным устройством специальную метку на товаре, вы можете видеть всю его историю – кто произвёл, из каких материалов, откуда эти материалы, средняя цена товара на рынке, характеристики, свойства, плюсы-минусы и т.п.

Мы и сейчас можем найти подобную информацию, только надо «перелопатить» множество ресурсов. Но даже в случае, если мы станем обладателями необходимой информации, мы не можем быть уверены, что это оригинальная продукция, а не подделка. Технологии недалёкого будущего и нашего завтрашнего дня мы выстраиваем прямо сейчас. Потому что прямо сейчас по России шествует программа обязательной маркировки товаров. Основной задачей которой и является гарантия подлинности и заявленного качества приобретаемой продукции.

Реализует эту программу «Честный ЗНАК» – Национальная система цифровой маркировки и прослеживаемости товаров Центра развития перспективных технологий, созданного для реализации глобальных проектов в цифровой экономике.

На сайте Честного ЗНАКа доступным и понятным языком даны все разъяснения для чего и почему нужна эта система маркировки. Подробности вы можете прочесть там. Но вот некоторые замечательные вещи мы всё-таки процитируем:

«Основная задача системы Честный ЗНАК — гарантировать потребителям подлинность и заявленное качество приобретаемой продукции».

«Любой человек, у которого на смартфоне установлено приложение Честный ЗНАК, сможет проверить легальность товара. Всё, что нужно покупателю – скачать приложение и отсканировать код… покупателю будет доступна информация о продукции: данные о производителе, дате и месте изготовления, сроках годности и условиях хранения, подробное описание товара. Бороться с проблемой контрафакта, регулировать продажи, следить за качеством и помочь российскому рынку стать прозрачным – задачи системы Честный ЗНАК».

«Честный ЗНАК… поможет легко проверить легальность и узнать всю правду о товаре, чтобы покупать только проверенную и качественную продукцию для себя и близких. БЕЗ ПОДДЕЛОК!»

(сайт честный знак.рф раздел «О Честном ЗНАКе» – Национальная система маркировки)

Кстати, приложение «Честный ЗНАК» уже выпущено, и вы можете скачать его в свой телефон прямо сейчас.

Что собой представляет маркировка и как это работает

Как уже сказано, маркировка – это современная цифровая технология нанесения условных знаков на товар. Эти знаки идентифицируют его, несут в себе информацию о характеристиках и свойствах, помогают отследить движение товара до потребителя. Этот знак или код является уникальным, присущим только конкретному образцу конкретного продукта.

Контрольно-идентификационный знак размещается на упаковке, ярлыке, этикетке, прямо на товаре. Сам знак создаёт единый оператор маркировки – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).

Этот знак является двумерным Data Matrix кодом. И, как уже говорилось, каждый знак уникален.

Внешне знак Data Matrix очень напоминает уже привычный нам QR-код. Но это принципиально различная система кодировки.

Так выглядит Data Matrix, нанесённый на этикетку бутылки «Живея Кристальная»: вода минеральная природная столовая питьевая, 1 литр, негазированная

Внимание: дата изготовления 29.11.2021 – если вы планируете прочесть наш знак с помощью мобильного устройства, возможно эта вода уже помечена как вышедшая из оборота

Если товар в соответствии с российским законодательством подлежит обязательной маркировке, то производитель или импортёр обязаны нанести марку Data Matrix на каждую(!) единицу товара. Если этого не будет сделано, товар будет считаться контрафактным.

Код состоит из двух частей: код идентификации - содержит в себе информацию о продукте, его месте в Национальном каталоге товаров* и код проверки (крипто-хвост), который позволяет отследить кто, когда произвёл товар, на каком этапе реализации он находится.

*Национальный каталог товаров – также является детищем ЦРПТ и составной частью системы Честный ЗНАК. Потребитель может зайти на платформу, ввести код с марки и узнать всю информацию о товаре.

Старт маркировки питьевой воды

Во время написания этой статьи обязательная маркировка для минеральной и питьевой бутилированной воды уже вступила в силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2021 г. N 841 “Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды”.

Обязательная маркировка для категории «Минеральная вода» стартовала 1 декабря 2021 года, остальные категории питьевых вод с 1 марта 2022 года.

Прежде чем маркировка стала обязательной на государственном уровне проводился эксперимент длинною в год: с 1 апреля 2020 по 1 марта 2021. В эксперименте приняли участие 66 компаний по производству питьевой воды. Тестировались различные средства идентификации и способы нанесения меток на упаковки и товары. Результаты тестирования и легли в основу обязательной системы маркирования.

Итак, в марте 21-го завершился эксперимент, в мае 21-го издан соответствующий законодательный акт, с 1-го сентября 2021 года стартовала обязательная регистрация производителей и импортёров в системе маркировки Честный ЗНАК, с 1 декабря 21-го маркировка стала обязательной для минералки – и теперь наша этикетка выглядит вот так:

Наша вода гарантировано защищена от подделки, потому что на каждой красуется свой индивидуальный код! (Подделка торгового знака нашим законодательством классифицируется как мошенничество и карается сроком до 10 лет лишения свободы.)

Говоря о маркировке бутилированной воды, необходимо осветить тему Техрегламента, по которому мы, производители, обязаны правильно наносить информацию о своём продукте на этикетку, что также называется маркировкой.

ТЕХРЕГЛАМЕНТ

ТР ЕАЭС 044/2017 – Технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду»

Требования к маркировке и безопасности бутилированной воды устанавливается ГОСТ 32220-2013 «Вода питьевая, расфасованная в емкости. Общие технические условия».

Это два основных документа, регулирующих качество бутилированной воды и регламентирующих содержание и форму предоставления информации о продукте потребителю. Конечной целью является дать конечному потребителю понимание о том, что он пьёт. Откуда вода, её характеристики и свойства. Плюс вся информация представлена в удобочитаемом виде. У потребителя должно быть право осознанного выбора.

Новый техрегламент ЕАЭС (с учетом положений о переходном периоде) вступил в силу с 1 января 2019 года. Также действовал переходный период для ряда положений - до 1 июля 2020 года. По просьбе российских производителей было принято решение пролонгировать этот период до 31 декабря 2021 года. Этикетки «Живеи Кристальной» и «Живеи» полностью соответствуют всем необходимым требованиям. (Этикетка в иллюстративных материалах представлена на момент написания данной статьи и именно на этот момент соответствует всем нормам.)

Что должно быть указано на этикетке

Маркировка питьевой бутилированной воды согласно Техрегламенту (Раздел VII) обязательно должна содержать следующую общую информацию:

  • Наименование:
    • вода минеральная природная столовая питьевая,
    • вода минеральная природная лечебно-столовая питьевая,
    • вода минеральная природная лечебная питьевая,
    • вода питьевая,
    • вода питьевая купажированная,
    • питьевая вода для детского питания.
  • Если речь идёт о природной минеральной воде, то обязательны к указанию следующие параметры:
    • назначение: столовая, лечебно-столовая, лечебная;
    • газация в зависимости от происхождения диоксида углерода: газированная/негазированная/природной газации/с газом из источника с указанием количества для природной газации;
    • источник: номер (или номера) скважины с указанием месторождения или наименование источника (родника, ключа и др.) и его местоположение;
    • общая минерализация, обозначается в г/л или г/дм³;
    • основной состав микроэлементов с указанием элементов химического состава и биологически активных компонентов и их количества;
    • содержание фторидов и обязательная надпись при превышении нормы: «Не рекомендуется для систематического потребления детьми дошкольного возраста»;
    • условия хранения и срок годности.

И так далее и т.п. для каждого вида воды.

Помимо этих параметров ещё необходимы:

  • Дата изготовления.
  • Придуманное в соответствии с правилами название воды.
  • Наименование и местонахождение изготовителя, упаковщика, импортера.
  • Товарный знак продукта (если есть).
  • Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
  • Номинальный объем воды.
  • Общая жесткость.
  • Способ обеззараживания.
  • Пищевая ценность упакованной питьевой воды в маркировке не указывается.

Как должна выглядеть этикетка

Приводим ниже основные полиграфические требования к этикеткам пищевой продукции для того, чтобы вы могли оценить, насколько серьёзен масштаб требований к продукции.

Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

  1. Наименование пищевой продукции – указывается шрифтом высотой не менее 2 мм (строчные буквы).
  2. Состав пищевой продукции – указываются шрифтом высотой не менее 0,8 мм (строчные буквы).
  3. Количество пищевой продукции – указывается шрифтом высотой не менее 2 мм (строчные буквы).
  4. Дату изготовления пищевой продукции – указывается шрифтом высотой не менее 0,8 мм (строчные буквы); сама дата – 2 мм (цифры).
  5. Срок годности пищевой продукции – указывается шрифтом высотой не менее 0,8 мм (строчные буквы); сами цифры – 2мм.
  6. Условия хранения пищевой продукции – указываются шрифтом высотой не менее 0,8 мм (строчные буквы).
  7. Наименование и место нахождения изготовителя – указывается шрифтом высотой не менее 0,8 мм (строчные буквы).
  8. Рекомендации и (или) ограничения по использованию – указываются шрифтом высотой не менее 0,8 мм (строчные буквы).
  9. Показатели пищевой ценности пищевой продукции – указываются шрифтом высотой не менее 0,8 мм (строчные буквы).

Для сравнения представим «эволюцию» нашей этикетки «Живея Кристальная». Слева этикетка 2017 года, соответственно до вступления в силу Техрегламента и до начала обязательной маркировки товаров. Справа этикетка «Живеи Кристальной» на момент написания статьи, соответствующая всем законодательным требованиям:

Употребление правильных размеров шрифтов необходимо, чтобы потребитель мог вполне изучить параметры покупаемого продукта: что он покупает, какой состав, условия хранения, сроки годности. Таким образом производство становится более клиентоориентированным.

Перед тем, как расстаться с деньгами – делайте осознанный выбор. Тем более, что у нас для этого становится всё больше возможностей.

Интересные статьи:

Поделится в соц-сетях

Мы в соц - сетях